Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Идеи законной монархии

Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;

2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были Подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

Равенство видится лишь в одном отношении — одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям). Законодательная деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа» и «естественным положением дел».


Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.

Главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм.

В 1766 г. после подготовки «Наказа», в Москве создается новая Комиссия по подготовке проекта нового Уложения.

Инфоinfo
Поэтому просвещенный государь может и должен принудительно воплощать абсолютную истину разума: и Евклид был деспотом в геометрии.

Огромное влияние на своего рода политическое воодушевление новой политики оказали литературные труды Ф. Вольтера. Вольтер в особенности считал привлекательным исторический образ деятельных монархов, которые своими делами и законами подталкивали свои народы к новому уровню просвещенности. Согласно общей политической концепции Вольтера, идеалы равенства и свободы лучше всего реализуются в республике.


Однако «на земле очень мало республик. Люди редко достойны того, чтобы быть управляемы сами собой.

Счастье сие принадлежит лишь малым народам, прячущимся на островах…» В силу истории крупные государства суть монархии. Однако монархии очень часто вырождались в тирании – одного или нескольких.

Уложенная комиссия и «Наказ» Екатерины Великой. Идеология «законной монархии». Идеи и практика оформления «просвещенного абсолютизма» в России.

Согласно теории «законной монархи», в корне которой лежали принципы школы «естественного права», законы общежития и государственной деятельности должны быть установлены разумом, очищенным от всяких суеверий. Применение этих законов способно обеспечить всеобщее благо людей.
Знание естественных законов не может прийти из народа: он непросвещен, далек от высокой морали. Поэтому просвещенный государь может и должен принудительно воплощать абсолютную истину разум.

Теория «просвещенного абсолютизма» при всей новизне противостояла доктрине «общественного государства», которая составляла основу политической идеологии подлинного Просвещения.

И когда закон входит в противоречие с человеч ностью — русское сознание отказывает ему в повиновении. Так было с законами о крепостном праве, так обстоит дело с законами о «ликвидации кулака, как класса». Совершенно бесчеловечных з аконов история знает вполне достаточное ко л ичество, законов, изданных «победителями в жизненной борьбе» для насыщения их, победителей, воли к власти и аппетитов к жизненному пирогу.

История всего человечества переполнена борьбой племен, народов, наций, классов, сословий, групп, партий, религий и чего хотите еще.
Почти по Гоббсу: «война всех против всех».

Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи. Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной влаcmu. Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов.
Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой — достаточно было его воли.

Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий. Со смертью патриарха Адриана в 1700 г.

Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств: 1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе.

Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие. Монархическая форма правления считалась неизменной, неотъемлемой и единственно возможной для России. Наряду с этим отмечалась необходимость проведения правовой реформы с целью улучшения государственного строя и укрепления законности.

Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала «Наказ» в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы (1766 г.). Значительная часть текста «Наказа» (двести пятьдесят статей) заимствована из трактата Ш.Монтескье «О духе законов», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около ста статей), «Энциклопедии» Д.Дидро и д’Аламбера.

В целом заимствования составили более восьмидесяти процентов статей и девяноста процентов текста.
Управление Украиной передавалось Малороссийской коллегии во главе с генерал-губернатором П. А. Румянцевым; в 1765—1767 гг. мужское население края было обложено рублевом окладом, в 70-е гг. была проведена генеральная опись населения в 1783 г. там было введено крепостное право.

Во второй половине XVIII в. значительно расшири­лось крепостническое законодательство. Указом 1763 г. на крестьян возлагалась оплата подавления бунтов сила­ми воинских команд, указом1765 г. помещикам разреша­лось ссылать провинившихся крестьян на каторгу на срок, установленный самим помещиком; указом 1767 г.крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещи­ков.

Таким образом, уже в начале цар­ствования были блокированы попытки осуществления политической реформы, сопряженной с ограничением самодержавия.

Пересматрива­лись и важнейшие положения европейского конституци­онализма: теория разделения властей, по су­ществу, была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти; посредствующие власти под­менялись бюрократическими инстанциями, полностью зависимыми от верховной власти. В окончательной ре­дакции «Наказа» отсутствовали какие-либо конкретные подходы к решению крестьянского вопроса. Поэтому фразы о народном благоденствии оставались ничем не подкрепленной декларацией.

Реформы 1775 и 1785 годов.

В 1775 г. особым «Учреждением для управления гу­берний Российской империи» началась губернская реформа.Вместо трехзвенной структуры губерния— провинция— уезд, сложившейся исторически, вводилось искусственное на статистическом основании деление на губернии и уезды.Россия была разделена на 50 губерний.

Важноimportant
Правда, почти так же проверяется и философия — например, при Робеспьере, Ленине и Гитлере — но, к счастью для человечества, такие проверки происходят сравнительно редко.

Итак: русский царь стоял не только над классами, сословиями, партиями и прочим — он стоял также и НАД НАУ КАМ И. Он мог рассматривать — и реально рассматривать стратегию с точки зрения экономики и экономику с точки зрения с т ратегии, что, как правило, совершенно недоступно ни стратегу, ни экономисту. Именно Государь Император Николай Александрович лично привел нашу армию в порядок и Он лично настаивал на «балканском» варианте войны.


Он не мог преодолеть во з ражений «военспецов», но Первая мировая война закончилась именно на балканском театре — Салоникский прорыв.

Итак: некая человеческая индивидуальность рождается с правами на власть.

Воинских артикулов» (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Аналогичные определения содержались в Морском Уставе (1720 г.) и Духовном регламенте (1720 г.). Таким образом правовой статус абсолютного монарха был определен еще до провозглашения империи.

Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *