Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Причина инвентаризации годовая отчетность

Обоснование обязательности инвентаризации

Что инвентаризировать

Срок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации

Итоги

Обоснование обязательности инвентаризации

Указание на обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности содержат 2 основных нормативных для бухучета документа:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 3 ст. 11);
  • ПБУ по бухучету и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (п. 27).

Проведение инвентаризации обязательно для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и применяемого налогового режима.

Цель этого мероприятия – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 ПБУ по бухучету и бухотчетности).


Данный вывод подтверждает судебная практика – решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2013 № А60-32969/2013, Московского областного суда от 18.06.2013 № 21-611/13.

Возможны штрафы и за то, что не проведена инвентаризация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 3–4 ст. 14.1, ст. 6.16 КоАП).

Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49

«Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (не нуждается в госрегистрации)»

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

1. Общие положения

1.5.

Причина инвентаризации годовая отчетность

Годовая бухгалтерская отчетность: инвентаризация и ее контроль

Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательной процедурой в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Она необходима для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации.

Инвентаризация, предшествующая составлению годовой бухгалтерской отчетности, должна проводиться не ранее 1 октября отчетного года. Но инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, если внутренние регламентирующие документы страховой организации не предписывают более частые периоды ее проведения.

Действующее законодательство не предусматривает ответственности за то, что инвентаризация не проводилась.

— фиксируют выводы и решения по результатам инвентаризации;

— отражают результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.

На основании протокола заседания инвентаризационной комиссии составляют ведомость учета результатов, выявленных в ходе проведения инвентаризации по унифицированной форме № ИНВ26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации.

Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.

После принятия решения об утверждении результатов инвентаризации начинается работа бухгалтера.

Незаполненные строчки следует прочеркивать.

Наименования имущества и отдельных объектов указывают в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей определяют в установленных единицах измерения.

ТМЦ заносят в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т. д.).

Если инвентаризационную опись или акт составляют на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.

В конце каждой страницы описи следует прописью указать число порядковых номеров материальных ценностей на странице и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.

Оформление результатов инвентаризации.

Результаты проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний). Их необходимо учесть в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний).

При этом выявленные излишки имущества принимаются к бухгалтерскому учету с признанием прочего дохода, а недостающее имущество списывается, как недостача.

О формируемых корректирующих проводках читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Итоги

Инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности –процедура обязательная, поскольку позволяет проверить правильность учетных данных и внести необходимые коррективы в учет при выявлении несоответствий.

Следовательно, эти первичные документы не были учтены при расчете остатков инвентаризуемых ценностей и обязательств. Заметим, что расписку материально ответственные лица перед началом инвентаризации дают в любом случае.

В этой ситуации у виновных лиц должны быть взяты письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверена подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснениями приобщают к материалам инвентаризации и учитывают при выявлении ее результатов на общих основаниях.
Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено.

Получив опись, бухгалтерия должна тщательно проверить правильность всех приведенных подсчетов.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости по формам № ИНВ18 и ИНВ19, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Фактические остатки материальных ценностей сверяют с данными бухгалтерского учета.

Сличительная ведомость должна быть в двух экземплярах: первый храните в бухгалтерии, второй передайте материально ответственному лицу.

Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указывают в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение.

Однако это может привести к недостоверности бухгалтерской отчетности, за что могут быть наложены штрафные санкции как на организацию, так и на должностных лиц (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф предусмотрен за искажение любой статьи формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации

Для контроля за правильностью отражения данных в инвентаризационных описях и для того, чтобы исключить ошибки, по окончании инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться дополнительные контрольные проверки. Проверки правильности проведения инвентаризации осуществляются при участии членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.

Исправления подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

К прочим ошибкам, которые наиболее часто встречаются при проведении инвентаризации и отражении ее результатов, относятся следующие:

1. Инвентаризация проводится не по всем предусмотренным группам имущества и обязательств. В частности, не проводится инвентаризация по арендованному имуществу, имуществу, находящемуся на ответственном хранении, и имуществу, которое имеет нулевую стоимость и числится в количественном учете.

2.
Не оформляются сличительные ведомости при выявлении в ходе инвентаризации расхождений.

3.

При инвентаризации расчетов с персоналом проверяются документы, в соответствии с которыми происходит начисление зарплаты и иных выплат, к которым относят:

  • приказы приеме работников, их увольнении или перемещении, в соответствии со штатным расписанием и установленными ставками окладов;
  • положение по выплатам персоналу, а также иные локальные акты компании, на основании которых работнику начисляются выплаты;
  • табель учета рабочего времени;
  • записки-расчеты о средней зарплате, предоставляемые при отпусках, увольнениях и т.д.;
  • прочие документы, с которыми связан учет рабочего времени и его оплата.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

При инвентаризации расчетов с подотчетниками проверяются остатки по каждому из них в соответствии с выданными авансами и представленными отчетами.

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ИНВ-3);
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (ИНВ-4);
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (ИНВ-19);

В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета № 34н выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату оформления результатов инвентаризации, увеличивая финансовые результаты организации.

    Дебет 41 (10) Кредит 91 — оприходованы выявленные излишки товаров (материалов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *